Об устройстве онлайн-трансляций с технической, творческой и аналитической стороны.

Что такое онлайн-трансляция?

Организовать онлайн трансляцию просто. Вы верно думаете.
Есть желание делать все самому? Нужно много читать, например - как устроена онлайн-трансляция.

Нет времени организовывать самому? Напиши нам, мы все сделаем.

I. ЗАЧЕМ нужны онлайн-трансляции видео и звука?

Для расширения аудитории и монетизации вашего контента в сферах образования, искусства, спорта, развлечений. Сложно назвать сегодня сферу, в которой бы не использовались возможности прямого контакта со зрителем, который постепенно становится покупателем. Продажей билетов на онлайн-трансляции концерта или мастер-класса уже мало кого удивишь.

Для рекламы и продвижения, т.е. видеомаркетинга - привлечения максимального внимания к своей персоне, товару, услуге, бренду. Другими словами, для заработка денег и славы. Правда, свадьбы, пиры, похороны, рождения и рэп-батлы никто не отменял, и в современном мире многие безобидные мероприятия, казалось бы далекие от публичной жизни и монетизации, транслируются в сеть с известной долей вирусной выгоды.

1. Зачем вам нужен видеоконтент?

В настоящее время видеоконтент используется не только как инструмент продажи и продвижения товаров и услуг, он сам стал востребованным товаром и успешно магнетизируется в сети. Например online-курсы, лекции или стендап-шоу.

В большинстве случаев люди предпочтут просмотр видео чтению записи в блоге. Смотреть легко, читать лень.

Компании, использующие видео в маркетинге, увеличивают доход в полтора раза быстрее. Видеоматериал поможет надежнее и проще продвинуть самую сложную и малоизвестную услугу или технологичный товар. Можно часами рассказывать про красоты новой компьютерной игры или показать анонс из 15-ти секунд.

В сфере малого и среднего бизнеса 80% профессиональных маркетологов и владельцев компаний уверены, что видеомаркетинг имеет высокую результативность.

В корпоративном сегменте считают, что видео положительно влияет на рентабельность вложений в маркетинг и красиво выглядит в отчетах.

При принятии решения о покупке чего-либо в четырех случаях из пяти учитывается наличие видеоматериала.

У компаний, использующих видео в маркетинге, выше CTR и выше уровень конверсии веб-сайта. Интересные слова? Читай справку.

Справка!


CTR
(кликабельность, click-through rate) – процентный показатель результативности в интернет-маркетинге. Определяется как отношение числа кликов на баннер или рекламное объявление к числу показов. Чего только не придумает современный мир – кликабельность, почти интеллигибельность, но это про иную человеческую способность.

Конверсия
в интернет-маркетинге — это отношение числа посетителей web-сайта, выполнивших на нем какие-либо целевые действия, к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах.

Другими словами, ваш маркетинговый мозг должен постоянно думать, как удержать зашедшего на ваш сайт даже случайно, да еще заставить порыться в ваших услугах и наконец купить то, что ему даже и не особо нужно. Это ваша цель!

2. Почему проведение онлайн-трансляции мероприятия предпочтительнее, чем размещение его в записи.

Пользователи социальных сетей в среднем тратят в 3 раза больше времени на просмотр трансляции события, происходящего сейчас, чем на видео того же события в записи. Тут, конечно, стоит обратить внимание не на количество смотрящих видео, а на среднее время, проведенное страждущим у экрана монитора. Смотреть футбол, когда всем уже известен счет, уже не то. Правда?

Видеотрансляция события в прямом эфире повышает привлекательность бренда, товара, услуги. Трансляция не выглядит навязчивой видеорекламой. Кажется, что то, что идет живьем, как-то свежее что ли. Когда знакомый фильм идет по телеку, даже при наличии DVD у вас на полке, частенько залипаешь, несмотря на надоевшие рекламные блоки.

Еще один немаловажный плюс – фидбэк и интерактив. Пользователи с большим желанием и интересом комментируют трансляции. Чаще, чем обычные видео. Возможность высказаться и обсудить увиденное с другими зрителями эфира здесь и сейчас, привлекает. Зритель превращается в участника, даже может остро высказаться по поводу одежды или размера бюста ведущей. Правда на этот случай иногда приходится привлекать онлайн-модератора.

Представьте себе розыгрыш новогодней корпоративной лотереи крупной организации с филиалами по всей стране. Среди работников компании разыгрываются дорогие призы: телевизоры, айфоны, компьютеры и главный приз - автомобиль. Проводится розыгрыш, результаты выкладываются на сайте, монтируется короткое видео о ходе розыгрыша. Как вы думаете, будет ли интересно это событие в записи? Каким будет уровень доверия к результатам лотереи? Если же провести его онлайн, с включением телефонных звонков или видео-чата со счастливыми победителями, поучаствовать в ней, быть в ожидании возможного выигрыша, например, используя как ID телефонный номер сотрудника. Спортлото отдыхает. Поверьте.

Или идет трансляция школьного спектакля с участием вашего ребенка, и ваша мама смотрит выступление внука, находясь в другом городе. Или родственники и друзья наблюдают, как мобильная съемочная группа следует по пятам за новобрачными и находясь в разных частях света, удаленно участвуют в торжестве и обмениваются онлайн комментариями и шутками. Короче говоря, можно организовать телемост не только для встречи большой восьмерки но также для общения с аудиторией любого размера сидя у себя дома - от друзей по шахматам до проповедей стадионам на любую тему.

Поэтому, если вам важны события, происходящие здесь и сейчас, когда важен именно этот миг вашей жизни, когда есть необходимость живого общения, а люди находятся на разных концах планеты, без прямого эфира вам не обойтись.

Учитывая стремительное развитие online-сегмента в социальных сетях, повышение уровня доступности, рост технических и технологических возможностей (таких как стриминговый видеосервис), можно прогнозировать, что вскоре онлайн видео будет занимать более значительную часть потребительского интернет-трафика по сравнению со статичными во времени видеоматериалами.

II. Что такое трансляция в Интернет
(видеотрансляции, онлайн-трансляции, стриминг)

Видеотрансляции в Интернет — это технология, позволяющая передавать видео- и аудиосигналы в сеть Интернет в режиме прямого эфира (реального времени) для неограниченного числа пользователей.

ТВ-новости давно используют подобный прием, когда корреспондент вещает с места события. И уже давно прямые трансляции доступны любому. И не просто доступны, а с дополнительным набором технических и маркетинговых возможностей.

Сегодня их так же называют потоковым видео (Streaming Video).

Видеостриминговый сервисплатформа, обеспечивающая потоковую видео аудио трансляцию различных событий в режиме реального времени.

Пользователь непрерывно получает потоковое мультимедиа от провайдера стриминга. Как телевидение по технологии, но с большим отличием и разнообразием по сути.

Сервис стриминга есть ничто иное, как особый способ распространения видеоконтента. Особенность и преимущество сервиса как медиаиздателя по сравнению с телевидением - это предоставление возможности проведения трансляции с хорошим качеством изображения и звука любому пользователю со смартфоном в руке еще и с возможностью on-line обратной связи. Как с владельцем эфира, так и между пользователями. Так что «обезьяна с гранатой» уже далекое прошлое, новая «голая обезьяна» выбирает потоковый контент.

Сервис особенно популярен у так называемых «фомосапиенс» (Fear of missing out, FOMO), которые хотят быть всегда, как говорится, на волне важных событий, происходящих прямо сейчас. Страх пропустить любое новое событие сделал из телефона, обычного приемника входящих вызовов и SMS, автомат с непрерывным потоком сообщений из социальных сетей обо всем на белом свете. Сейчас из любого события можно самому сделать трансляцию и общаться при этом в чате. Видимо следующий этап, это обмен видео отзывами с любого мобильного устройства, писать, да еще руками, уже прошлый век. Посмотрите, как быстро прижились отправки аудио сообщений вместо SMS, а многое ведь словами и не опишешь. Уже серьёзно говорят о передаче запахов, температуры и чувств на любые расстояния.

1. Процесс создания интернет трансляции

Сегодня чтобы просто транслировать видео в Интернет, достаточно бесплатно воспользоваться соответствующей услугой любой социальной сети. Камеру и микрофон может заменить любой смартфон. И тут, конечно, возникает главный вопрос – что возможно сделать своими силами, в каком случае необходимо привлечение специалистов по проведению трансляций и какого результата можно добиться.

Все упирается, с одной стороны, в масштаб задуманной трансляции, с другой - в желание и умение организовать трансляцию своими силами. И конечно, наличия дополнительного свободного времени для получения необходимых знаний и навыков по теме. Не забудем также оценить свои ресурсы на приобретение минимального оборудования и ПО (программное обеспечение). В конце концов ваше желание и силы заниматься непрофильным для себя делом могут иссякнуть. Что и происходит пропорционально увеличению масштаба и значения трансляции, а также росту технических, экономических и политических требований для покрытия ваших растущих запросов. Под масштабом трансляции следует понимать не только размер самого мероприятия, количество участников, площадок, операторов и т.д., но и предполагаемое количество зрителей, количество интернет-площадок, на которые ваша трансляция будет раздаваться, необходимость защиты вашего контента от несанкционированного копирования и разные другие параметры.

Так что проведение трансляции один на один с телефоном возможно, но надо понимать предел ваших возможностей и возможностей вашей техники.

Про организацию селфи-трансляции почти все понятно. Минимальный набор - смартфон с камерой, интернет-подключение, плюс бесплатный стриминговый сервис. Далее, как в космосе - чем выше, тем сложнее. От базового качества изображения и звука, которого вам удастся добиться и не обращать внимание на негативные отзывы (типа мало света или звук как из преисподней, картинка зависает), до проведения высококачественной, платной для зрителя, защищенной от копирования трансляции с 10-ти площадок, при использовании дополнительного аудио- и видеоконтента по кадру на 20-ти интернет-площадках для миллионов зрителей на 9-ти языках с аэросъемкой в формате 360°, круглосуточно. Еще забыл про службу безопасности и кейтеринг.

Организация профессиональной или просто хорошо подготовленной трансляции состоит из следующих основных условных частей:

- Аппаратный блок

Оборудование, которое позволяет производить видеосъемку и запись звука, последующую обработку и микширование аудио- и видеосигнала, коммутацию, кодирование, стабильную работу Интернет-соединения, графическое оформление эфира и т.д.

- Сервис доставки контента

Набор необходимого программного обеспечения и организация раздачи видео и звука конечному потребителю в зависимости от предпочтений заказчика.

- Авторская мысль

Эта часть касается исключительно содержания транслируемого мероприятия. Зависит от целей, задач и ожиданий заказчика. Фиксируется в сценария события. Представляет собой набор аудио- и видеоприемов и функциональных средств, которые направлены на сознание и подсознание конечных зрителей, с целю получения максимального эффекта проникновения и достижения запланированного результата.

- Постэфирный период

Размещение в сети смонтированного видеоролика события с акцентом на самых важных моментах. Сбор отзывов и анализ результата эфира. Раздача розовых слонов и подзатыльников в зависимости от диапазона настроений.

Подробнее! Следующая часть касается особенностей организации трансляции специалистами. Краткий ответ на Вопрос: «За что вы платите деньги, если все так просто».

1. Аппаратный блок для онлайн-трансляций

Видеотрансляция подразумевает разворачивание на месте проведения мероприятия комплекса оборудования, которое позволяет снимать событие на видео, записывать звук, монтировать материал онлайн и выдавать необходимый сигнал. Этот комплекс обычно называют передвижной телевизионной станцией (ПТС). Количество и качество компонентов этого комплекса зависит от масштаба и задач мероприятия, технических требований и желаний заказчика. От одной молчаливой камеры видеонаблюдения до многокамерных и многоплановых композиций (обзора в 360° и аэросъемки) с высоким требованием к качеству видео и звука. От самостоятельной организации собственной съемки сэлфи до привлечения команды специалистов – техников, операторов, звукооператоров и режиссера трансляции для создания розовых грез в сердцах и сознании зрителей.

Все эти ребята нужны прежде всего для работы, что называется, на лету. То есть они должны создавать качественный монтаж трансляции в режиме реального времени, выводить на экран дополнительный материал, подключать к эфиру разные зоны студии и другие помещения. Пульт режиссера трансляции подключается к интернет-каналу непосредственно на той территории, где проходит событие. Сформированный (смонтированный) на площадке сигнал сначала передается на главный раздающий сервер.

Это связано с качеством и пропускной способностью интернет-канала на площадке. Например, для просмотра трансляции/эфира удовлетворительного качества одним зрителем достаточно передать поток в 2 Мбит/с, а для 1000 зрителей требуется уже 1000х2 Мбит/с = 2Гбит/с. В месте проведения трансляции подобного широкого и стабильного интернета обычно не бывает. Поэтому сигнал с площадки передают сначала на раздающий сервер, который подключен к широкополосному интернет-каналу, и уже с него происходит раздача в сеть.

Помимо видео нужно транслировать еще и качественный синхронный звук. Многие уделяют недостаточное внимание этому аспекту трансляции, считая, что видео важнее. Но на практике нет ничего более неприятного для зрителя, чем посторонний шум, в котором пропадает важная информация. Напрягать слух и вылавливать суть становится сложно, и зритель уходит с трансляции, какие бы красоты вы ни показывали. Записать звук различных источников (звук зала, докладчик, ведущий, вопросы от зрителей, включение телефонных соединений) и избавится от посторонних шумов — это отдельная, совсем непростая задача. Поскольку необходимо свести все источники по уровню громкости и частотным характеристикам для качественного эфира онлайн. Для этого звукорежиссер имеет набор микрофонов разной направленности, микшер для их сведения и необходимое программное обеспечение для выравнивания и очистки сигнала. Хорошо если, кроме этого, он имеет еще опыт, голову на плечах и немного таланта.

2. Сервис доставки контента

Раздающий сервер потокового видео – здесь условное название аппаратной и программной серверной части, отвечающей за раздачу сигнала трансляции пользователям напрямую или в социальные сети (и уже через них – пользователям), в том числе с использованием сети CDN.

Сеть серверов CDN (content delivery network) — распределенная по миру сетевая инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку контента конечным пользователям в сети Интернет. Контент-провайдеры используют CDN для увеличения скорости загрузки цифрового контента. Конечно, в местах наличия данных серверов, то есть территориально рядом с пользователем. На скорость загрузки сильно влияет то, насколько далеко пользователь находится от изначального сервера. Например, сервер находится в Австралии, а мы загружаем страницу в Москве. Эти ограничения накладывает технология TCP/IP, применяемая для распространения информации в сети Интернет. При передаче информации происходят временные задержки, они зависят от количества маршрутизаторов, находящихся на пути сигнала между источником и потребителем. Другими словами, раздача сигнала происходит со многих серверов сети, и система использует ближайший к вам. Что особенно важно для получения сигнала прямой трансляции с минимальными задержками и в высоком разрешении.

Платные профессиональные сервисы

Существуют большие сети, предоставляющие услугу по раздаче сигнала бесплатно (например, YouTube). Но эта бесплатность накладывает определенные ограничения открытых сервисов на шифрование, защиту от копирования, территории, цензурирование, на возможности продажи билетов и сбора средств, получение обширной статистики, возможность работы на нескольких языках, присутствие посторонней рекламы и т.д. Поэтому профессионалы используют платные сервисы, которые позволяют существенно расширить возможности и поднять качество трансляции контента.

Трансляция без подключения интернета

В месте проведения трансляции часто бывает что интернет соединение отсутствует или очень низкого качества. Поэтому,

для поддержания стабильного сигнала трансляции на площадке используют интернет из разных источников (проводной, WI-FI, мобильный), подключенный через специальный программный или аппаратный кодер. Кодер кодирует и разбивает сигнал на пакеты для параллельной отправки по разным подключенным сетям интернета на раздающий сервер. Тем самым поддерживается надежность и увеличивается средняя пропускная способность канала. И в случае сбоя или полной потери одного интернет-соединения, обрыва сигнала не случится, и зритель ничего не заметит. Такая технология называется - Агрегирование каналов (multi-network Bonding). Эта технология позволяет проводить качественную трансляцию с площадки, даже не имеющей собственного интернет-подключения. После сигнал с сервера кодируется и раздается в соцсети и далее зрителю.

Бесплатно, в одиночку, без определенных навыков, опыта и оборудования провести такую трансляцию с высоким качеством и надежностью уже затруднительно. Теперь становится немного понятно, за что берут деньги профессиональные организаторы видеотрансляций.
3. Авторская мысль
Даже репортажная съемка предварительно готовится, то есть имеет сценарий, пусть и вербальный. Для проведения прямой трансляции сценарий тем более необходим. Что, кого мы будем снимать? Что при этом будет происходить? На каких деталях мы делаем акцент? Чем будем удивлять, и какова цель?

В сценарии подробно описывается мероприятие, как пьеса в театре. Кто и в какой момент появляется с каким текстом, что при этом происходит. Также следует учесть, что действие имеет начало, середину и конец. Звучит смешно, но почему-то многие об этом забывают поэтому так много несмешных анекдотов. Зритель должен быть вовлечен, иначе он переключит канал. Ему надо знать, где смеяться, а где плакать. Сценарий согласовывается с режиссером трансляции и размечается. И, если все сделано правильно, успех и признание публики вам обеспечены.

Вот примерный общий список вопросов, влияющих на качество, стоимость трансляции, сценарий, а также на выбор подрядчика:

Считаем, что на данном этапе цели и задачи уже определены.

Маркетинг знает, чего хочет, а финчасть выделила немного денег.

1. Начнем с главного – броского, нетривиального, оригинального и привлекательного названия.

2. На скольких площадках, для кого и где будет демонстрироваться трансляция? Соцсети, открытая трансляция в YouTube, ваш сайт или площадка с платным доступом.

3. Какова продолжительность мероприятия? Ведь можно организовать и круглосуточную трансляцию. Например, из заводской столовой для проверки наличия свободных мест, а Энди Уорхол, например, снимал как человек спит.

4. Сколько будет участников непосредственно на мероприятии? Сколько планируется спикеров? Будет ли аудитория в зале?

5. В каком помещении вы планируете проводить мероприятие?
Сколько помещений или площадок будут участвовать в трансляции одновременно? Требуется ли оформление помещения и оснащение его оборудованием, помимо необходимого для трансляции.

6. Сколько и каких камер вы хотите использовать для трансляции?
Количество камер влияет на количество планов в съемке. Каждая камера снимает свою крупность согласно задаче. Не забудьте про мобильность этих камер и количество операторов. Качество камер влияет на качество снимаемого материала. И дело не только в количестве миллионов пикселей на дюйм, иначе «Аватар» давно снимали бы на iphone.

7. Какой необходим звук? Наверное, не будет споров о том, что запись звука спикеров и запись симфонического оркестра - задачи разномасштабные. При этом надо разделить понятия звука для участников мероприятия на площадке и звука для зрителей. Сколько будет спикеров, ведущих и т.д.? Все это повлияет на количество, тип и качество звукоснимающего оборудования. А также на состав бригады технических специалистов.

8. Будет ли дополнительный материал в кадре? Презентации, изображения, видео. Обсудите с подрядчиком все пожелания, начиная от титров с именами и фамилиями спикеров до полноразмерной графики в прямом эфире и on-line кеинг. Например изображения докладчика и его презентации.Если да, то насколько готовы эти доп. материалы?

Справка!

Уже всем знакома технология «цветового ключа» - Хромакей, которая позволяет совмещать в одном кадре два (или более) изображения или фона. Съемка ведется с помощью контрастного фона, обычно зеленого или синего, а потом на монтаже этот фон заменяется любым другим фоном или другим видео. В случае трансляции монтаж происходит в реальном времени на заранее подготовленный статичный или динамичный фон и называется онлайн кеинг.

Более простым способом вывода дополнительной информации является полиэкран, то есть многоэкранная композиции в одном кадре.
4. Постэфирный период
Анализ собранной статистики и работа над ошибками. Сколько было зрителей, сколько досмотрели трансляцию до конца. Можно собрать довольно много полезной информации в отзывах, в том числе и после трансляции. Еще можно смонтировать различные видео из материалов трансляции и выложить их в сеть. Так же не забыть поблагодарить ту бригаду профессионалов, благодаря которой волшебный эфир осуществился, и написать хвалебный отзыв о них.

III. Для каких Мероприятий проводят видеотрансляции

  • конференции
  • концерты
  • фестивали
  • выставки
  • премии и конкурсы
  • спортивны матчи и киберспорт
  • свадьбы, вечеринки
  • лекции, мастер-классы
  • вебинары
  • видеоблоги
  • online игры и турниры
  • life-видео
Заключение.
Данная статья является кратким обзором по теме. Каждый конкретный случай трансляции требует своего подхода к его реализации. Пишите на адрес - , постараемся ответить на ваши технические и творческие вопросы. Удачи!
Отправить заявку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с условиями и политики конфиденциальности.