История онлайн-трансляций

Мы начинаем серию публикаций об истории ТВ.. Часть 1.
Выдержка из статьи Певзнер Бориса "Первые шаги цифрового телевидения в СССР" в журнале «Broadcasting. Телевидение и радиовещание», 2010, №4-7.
Онлайн трансляции же, по сути, есть телевидение, поэтому история ТВ это и есть наша история!

«Сейчас слова "цифровой", "цифровое" стали, пожалуй, основными прилагательными в радиоэлектронике. Все новаторское теперь связано с цифровой технологией, и она ныне в большом почете. Но начиналось все совсем в другой обстановке. Зачастую новое очень нелегко прокладывает свой путь в борьбе с привычным и освоенным старым»
На подступах к проблеме

В 1975 году во Всесоюзном НИИ телевидения была проведена поисковая НИР по определению путей построения оборудования цветного телевидения. Было проанализировано состояние и тенденции развития ТВ–техники в мире и предложены пути ее развития в СССР. В это время в телецентрах страны работали на аппаратуре 2–го поколения (на транзисторах), а в лабораториях НИИ разрабатывали 3–е поколение (на микросхемах) по системе СЕКАМ. А задачей нашей НИР было определение основных черт ТВ-аппаратуры 4–го поколения.
История трансляций. аппаратная
Приемлемые размеры этого устройства - менее одного типового шкафа аппаратуры!
К этому времени за рубежом появились первые устройства, которые делали преобразование телевизионных сигналов в цифровую форму и их обработку. Это новшество основывалось на последних достижениях микроэлектроники, благодаря которым было создано устройство памяти на интегральных микросхемах, которое запоминало целый кадр изображения, если сигнал представлен в цифровой форме. Приемлемые размеры этого устройства позволили использовать его для решения двух насущных проблем вещательного ТВ: синхронизации сигналов от разных источников и преобразования их из американского стандарта разложения 525/60 в европейский стандарт 625/50 и обратно.
В техническое задание на НИР, было записано требование к цифровому кодированию ТВ–сигналов внутри телецентра.
Для 1975 года это было весьма преждевременное решение, так как элементная база того времени, да и весь уровень техники, были еще не готовы к такому резкому рывку вперед. Но исследователями двигало желание держаться на переднем крае мирового технического прогресса, были надежды на более быстрое развитие элементной базы, и чрезвычайно привлекали возможности, которые открывала цифровая техника. Переход на цифровое 4–е поколение — это было согласованное решение как многих ведущих специалистов, так и всех начальников.
Перевод на цифровую технику таких крупных технических систем, как телецентр.
Задача стояла действительно грандиозная: в отличие от прикладного ТВ в вещательном речь шла не об отдельных цифровых устройствах или небольших замкнутых системах, а в конечном счете о переводе на цифровую технику таких крупных технических систем, как телецентр.

В ходе трехлетней НИР занимались прежде всего разработкой АЦП и цифро–аналоговых преобразователей (ПАП) поскольку серийно выпускаемых устройств с 8–разрядным кодированием и с быстродействием, нужным для вещательного ТВ, еще не существовало.
Много сил также было потрачено на разработку цифровых кодов для ТВ–сигналов, поскольку международных норм на цифровое кодирование еще не было. К окончанию исследований были созданы лабораторные макеты основных устройств цифрового телевизионного тракта, но стало ясно, что выполнять на их основе опытно–конструкторскую разработку для серийного производства аппаратуры телецентров еще не представляется возможным.
Онлайн-трансляции, команда.
Рядом с будущим
Фактически в 1979–1881 годах были проведены не одна, а две параллельные НИР для создания цифрового микшера и блока видеоэффектов на основе кадровой памяти.

В ходе этих двух скоординированных работ был изготовлен действующий макет сквозного цифрового ТВ–тракта от выхода камерного канала до выхода телецентра. В нем были реализованы все необходимые функции для создания цветной телевизионной передачи, включая новые эффекты, осуществимые лишь в цифровом виде.
На основании этих работ было решено организовать ОКР по разработке телецентра 4–го поколения. Теме дали шифр "Студия". Это была большая пятилетняя работа, занимавшая по объему второе место среди всех работ института.
Кроме ВНИИТ, в ней участвовали ВНИИРПА, разрабатывавший всю аппаратуру звукового сопровождения 4–го поколения, Кировоградский и Александровский радиозаводы, а также несколько учебных институтов. Изготовление звукового оборудования ВНИИРПА заказал в Венгрии и Чехословакии, это оборудование было в основном аналоговым (с цифровой системой управления)……..

Звукорежиссер за пультом. 1980-е